Муниципальное бюджетное учреждение организация дополнительного образования
 "Сивинский Дом творчества"

                     

Внимание! Внимание!

Меню сайта
Наш адрес
617240, Пермский край, Сивинский район, с.Сива, ул.Ленина, 62; ул.Советская, 4а
Контакты:
директор: т/ф-(34277)21149;
старшие педагоги ДО, старший методист:
т/ф-(34277)21144, 21033;
e-mail:ddt_siva@bk.ru
Режим работы
Понедельник - пятница:
(ул.Ленина, 62)  08.30-18.00;
(ул.Советская, 4а) 08.30-21.00;
Суббота:
(ул.Советская, 4а) 09.00-16.00

Часы приема родителей:

Понедельник, среда:
с 16.00 до 17.00
Прием по личным вопросам:
Вторник: с 14.00 до 17.00
Категории раздела
методический материал [5]
(подробнее здесь)
Трудно? Позвони!
(подробнее здесь)

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 522

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Свитек И.А. » методический материал

Эффективные формы и методы работы с детьми, повышающих мотивацию к учебно-познавательной деятельности в образовательных организациях ДОД

Эффективные формы и методы работы с детьми, повышающих мотивацию к учебно-познавательной деятельности в образовательных организациях ДОД.

 

«Школьник хочет учиться… сам!»

            Психологи утверждают, что каждый ребенок уникален по-своему. Один рисует, другой лепит, третий сочиняет стихи, четвертый – без ума от химических формул. Значит, задача семьи создать такие условия, чтобы ребенок почувствовал и осознал свои способности.

            Еще Л.Н. Толстой говорил: «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развертывать лепестки, а нужно создавать условия, при которых он сам распустится».

            Дополнительное образование  готово помочь в этом родителю и ребенку.

            Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.

            Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

            Существует ряд форм и методов проведения занятий, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В этом вопросе многое зависит от мастерства педагога, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на занятии?» педагог не найдет ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его программе, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения занятий: практикум, путешествие, экскурсия, ролевая игра, игра, аукцион, сказка, интегрированное занятие.

            Исследование - проблемный метод обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале занятия перед учащимися ставится проблема или тема занятия, сформулированная в виде вопроса, и в течение занятия учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких занятиях дети заинтересованы конечным результатом. Занятия –исследования хорошо вписываются в тематику программ эколого-биологической и естественнонаучной направленностей.

            Практикум - способствует пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по программе. Особое место на этом занятии занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Занятия – практикумы также хорошо вписываются в тематику программ эколого-биологической и естественнонаучной направленностей.

            Путешествие  - такая форма полностью работает на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривает преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Такая форма занятия подходит для всех направленностей.

            Экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.            Ролевая игра. Такая форма занятия моделирует самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Занятия ролевых игр нравятся учащимся тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие занятия дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. Ролевые игры можно проводить по тем программам, которые нацелены на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе.

            Игра. К такой категории занятий относятся занятия – КВНы, викторины, брейн -ринги и многие другие игровые занятия, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка–дошкольника – игра. Ведущий вид деятельности ребенка–школьника – учеба. Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью обучения и воспитания. Дети и даже подростки очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть то или иное занятие – зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками занятия-игры. Главное - не заиграться.

            Аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «Занятия – аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На таких занятиях обучающиеся более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.

            Сказка. Такая форма проведения занятия захватывает учащихся целиком. На занятии, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу занятия есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.

            Интегрированное занятие. На интегрированных занятиях есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения на занятиях кружка, полученные, на уроках в школе, в совершенно другой области. Так, например, познакомились с традициями в Англии, а применили полученные знания на занятиях в ДО по вокальному пению. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать занятия интегрированными.

            Если спросить ребенка: «На каком занятии тебе интересней – на обычном  или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных занятиях дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных занятиях. Если спросить меня «На каком занятии активность ваших ребят больше – на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном - активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие формы занятий очень продуктивны. Качество знаний на них повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к выбранному виду деятельности в ДОД. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму занятия.  

            Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на занятии служит наполнение его жизненно важным содержанием. Занятие должно выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:

- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);

- проблемные ситуации, споры, дискуссии;

- метод проектов или его элементы;

- элементы программированного обучения;

- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;

- активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала);

- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;

- увеличение коллективных форм обучения;

- создание ситуации успеха на занятии;

- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;

- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;

- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- поощрение учащихся;

            Если разложить занятие на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый педагогом на любом этапе занятия, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

            Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними.

            Привлечь внимание ребенка, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

            В своем выступлении я хотела познакомить педагогов дополнительного образования с эффективными формами и методами работы, повышающих мотивацию к учебно-познавательной деятельности у детей. И считаю, что через такие формы и методы обучения и воспитания современный ребенок захочет учиться … сам.

Источники:

1. http://festival.1september.ru/articles/580618/

2. http://festival.1september.ru/articles/579111/

3. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html#V1

Категория: методический материал | Добавил: Nata (02.11.2014) | Автор: Свитек И.А.
Просмотров: 363 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вот так мы живём!
Оперативные данные
Полезные сайты
















Поиск
Вверх

Внимание! Персональные данные учащихся публикуются на официальном сайте МБУ ОДО "Сивинский ДТ" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статья 9 ФЗ от 27.06.06 № 152 - ФЗ "О персональных данных". Персональные данные работников публикуются на официальном сайте МБУ ОДО "Сивинский ДТ"  с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями ФЗ от 27.07.06 № 152-  ФЗ "О персональных данных". Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МБУ ОДО "Сивинский ДТ". Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности"



МБУ ОДО "Сивинский ДТ" © 2024